SWOT-анализ: выявление проблем и путей развития

Владельцы предприятий всегда стремятся к тому, чтобы их фирмы или компании развивались, приносили стабильный доход. Но для этого нужны факторы, которые можно использовать для улучшения качества деятельности. С этой целью проводится комплексный анализ всей работы предприятия, который называется SWOT-анализ.

SWOT-анализ необходим, чтобы правильно установить возможные перспективы и проблемные места в работе фирмы. Это очень эффективный инструмент в стратегическом планировании по изучению рынка, развитию на короткий, среднесрочный и длительный периоды времени.

Кроме того, применение этого вида анализа позволяет точно выявить самые важные стратегические цели, задачи, график их поэтапной реализации, соотнести желаемые результаты с поставленными заданиями. Это отличная основа для прогнозирования, коррекции планов, минимизации рисков, устранения преград на пути реализации проектов. Суть SWOT-анализа компаний сводится к следующему: проверка, а потом и оценка разных сторон деятельности предприятия, его возможностей; поиск угроз на рынке конкурентов, ситуации в стране и т.д.

Аналитический подход к оцениванию работы фирмы

Данный метод изобрел еще в 1963 г. гарвардский профессор К. Эндрюс, занимающийся проблемами бизнес-политики. Им были выделены основные компоненты методики: слабость, сила, возможности, угрозы. Именно на этих «китах» основывается SWOT-анализ предприятий и стратегическое планирование. Так появляется отличная возможность создавать различные модели взаимодействия всех элементов, которые удается обнаружить с помощью метода SWOT-анализа.

Все отобранные компоненты играют определенную роль в дальнейшем анализе работы фирмы. В частности, достоинства и преимущества будут отражены в списке, который можно обозначить как «сильные стороны» предприятия. Под возможностями принято понимать все факторы, сконцентрированные вокруг фирмы. Это позволяет максимально точно, корректно и правильно составить планы развития и деятельности учреждения.

Факторы, относящиеся к угрозам, оказывают отрицательное влияние на предприятие, меняют его положение в бизнесе. Слабые места должны отразить все проблемы и недостатки, которые присутствуют у фирмы. SWOT-анализ предусматривает, в первую очередь, поиск и обнаружение факторов, необходимых для того, чтобы установить возможности, угрозы, перспективы и риски.

Для этого нужно сначала составить перечень всех параметров, на основании которых будет проводиться оценка фирмы. Потом на их базе определяется, какая сторона может быть слабая, а какая сильная. Сделать это можно на основе тщательной фильтрации элементов по степени значимости. В эти два параметра включают такие компоненты, как:

  • маркетинг и планирование;
  • инновационные разработки, деятельность, технологии;
  • финансы;
  • производство;
  • организация.

Следующие этапы анализа

Маркетинговый анализ предусматривает изучение положения фирмы на рынке, ситуацию там, условия для роста предприятия среди конкурентов и партнеров. Устанавливаются потенциалы и риски, как уже существующие, так и возможные, т.е. потенциальные, после чего осуществляется SWOT-анализ и составляется список обнаруженных параметров.

Главное, это найти именно самые важные (приоритетные) элементы, чтобы отнести другие к второстепенным. Так формируется второй, дополнительный, список. Во внимание принимаются конкуренция, спрос, сбыт, предложение, влияние международных факторов, политического, экономического и социального положения, правового, научного развития. Только потом наступает период сопоставления возможностей и рисков с остальными параметрами. В результате можно создавать различные экономические и бизнес-схемы и матрицы, анализ которых приводит к получению стратегических выводов, умозаключений.

Подобный SWOT-анализ позволяет определить:

  • направления применения сильных сторон фирмы и ее потенциалов, идущих извне;
  • что мешает оптимизации структуры по ранее намеченному плану;
  • как с помощью сильных сторон можно снизить уровень внешних рисков;
  • препятствия, оказывающие негативное влияние на разные направления деятельности.

Источники информации для проведения анализа

Оценка параметров S и W происходит на основе информации, полученной из документации, которая характеризует внутреннюю работу предприятия. Например, отчеты различных отделов, служб, аудиторские данные, бухгалтерия. Поиск перспектив и самых разных внешних препятствий – достаточно кропотливый процесс, который требует особого подхода. Для этого нужно достаточно много времени, чтобы изучить обзоры, статистику данных из открытых источников и ресурсов, провести целевые маркетинговые исследования. Это можно сделать как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами экспертов.

Для получения более качественного SWOT-анализа нужно учитывать и особенности внешней среды, факторы которой оказывают огромное влияние на развитие организации, ее положении на рынке. Чем тщательнее будет произведена оценка каждого фактора, тем эффективнее будут полученные результаты.

Похожие публикации

Как IT-компании способствуют развитию торговых сетей

Как IT-компании способствуют развитию торговых сетей

​Компании, занимающиеся информационными технологиями, всегда готова помочь в развитии любого бизнеса. За счет внедрения современных технологий магазинам и фирмам, осуществляющим продажу определенной продукции, удастся получить качественное продвижение на рынке. Разберемся, каким же образом?
Качества хорошего бизнесмена

Качества хорошего бизнесмена

Не все люди рождаются бизнесменами, однако количество предпринимателей и основателей различных компаний с каждым годом увеличивается. Психологические исследования, посвященные теме личных характеристик выдающихся владельцев бизнеса, подтверждают тот довод, что многие качества, присущие хорошему предпринимателю, реально выработать в себе даже взрослому человеку, не говоря уже о том, что это возможно привить своему ребенку.
Где начинающему стартаперу получить советы о ведении бизнеса?

Где начинающему стартаперу получить советы о ведении бизнеса?

В современных реалиях начинающему предпринимателю достаточно сложно найти стартовый капитал, недорогие офисные помещения и дешевую рабочую силу. А также молодому бизнесмену просто необходим толковый совет бывалого предпринимателя. В этой статье вы узнаете несколько вариантов получения этого совета.