Основатель Nike — успешный Фил Найт

Фил Найт — одна из уникальнейших личностей в мировой истории бизнеса. Он олицетворяет собой нечеловеческую целеустремленность и верность своей идее. Кто бы мог подумать, что огромная корпорация спортивных товаров когда-то начиналась с нескольких пар кроссовок, которые Найт продавал прямо из своего старого грузовика. Сейчас он входит в список наиболее состоятельных людей земного шара, а его логотип знаком практически каждому жителю планеты.

Биографические данные

Фил Хэммонд Найт появился на свет в Портленде (Орегон) в 1938 году. Его отцом был Вильям Найт — юрист, затем сменивший свою деятельность, став издателем газеты. Закончив школу и поступив в университет, Фил присоединился к команде по легкой атлетике, которая относилась к Орегонскому университету и была на тот момент одной из лучших в Соединенных штатах. Его тренером стал Билл Боуэрман, который подарил миру 19 чемпионов. У него возникали идеи по улучшению качества обуви для бега, которые он испытывал на Найте. А тот в свою очередь полностью поддерживал его начинания, так как обувь, в которой бегал он и его ровесники-спортсмены, просто уродовала ноги. В 1959 году Фил Найт получил диплом журналиста и, закончив службу в армии, поступил в аспирантуру экономического отделения MBA.

Во время выполнения задания своего преподавателя, Френка Шелленбергера, чьи классы Филип совмещал с основным местом учебы, он создал проект своего бизнеса, а также разработал к нему бизнес-план. Он и определил его дальнейшую судьбу. Темой проекта стала обувь для спорта, качеством не уступающая немецкой, но изготавливать ее предполагалось в Японии, что в разы снижало ее себестоимость. Описывая идею и структуру предприятия, Фил Найт уже тогда осознавал, что это «его» дело.

После аспирантуры Филип устроился работать бухгалтером по рекомендации отца, но о своей мечте не забыл. Перед тем как войти в штат сотрудников компании, он организовал себе поездку в Японию. В Кобе он наткнулся на фабрику обуви Onitsuka, производившую кроссовки высокого качества Tigers и был впечатлен их низкой ценой. Представившись лицом крупной американской корпорации Blue Ribbon Sports (не существующей в действительности), он заключил договор, который позволял продавать их в США. Для того, чтобы оплатить первую партию обуви, молодой предприниматель скинулся со своим товарищем, тренером Биллом Боуэрманом, по 500 долларов. Именно эта поездка помогла Филу Найту создать четкий образ его будущей деятельности.

В 1964 году, приехав в Штаты,26-летний Филип занялся продажей кроссовок японского производства из грузовика неподалеку от места проведения легкоатлетических соревнований. Фил Найт все еще совмещал работу бухгалтером и торговлю обувью, несмотря на то, что она продвигалась достаточно вяло, и свято верил в то, что те кроссовки, которые привозил он, способны конкурировать с мировыми производителями, такими как Adidas, Keds и так далее.

Становление Nike

Оставив постоянную работу в 1971 году, Филип целиком посвящает себя любимому делу. В это же время появляется логотип, а также известное нам всем название, которое придумал его приятель Джефф Джонсон, предложив дать компании имя древнегреческой богини Nike (Ника). А вот логотип, который должен был располагаться на кроссовках, нарисовала студентка университета в Портленде — Каролина Дэвидсон. Она изобразила то, что сейчас сотрудники корпорации называют «звуком рассекаемого воздуха». Спустя время Фил Найт подарил ей статуэтку нарисованного ею логотипа Nike, которая была украшена драгоценными камнями, а также акции компании.

В 1972 году миру была представлена первая партия кроссовок, на которой был изображен известный всему миру символ. Серьезным прорывом компании стало изобретение рифленой подошвы, на которую Билла Боуэрмана вдохновила вафельница его жены. Именно такая подошва, которая уменьшала вес обуви и делала процесс отталкивания во время бега легче, стала революцией на рынке обуви для спорта того времени. К тому же, она оказалась связана со стремительно растущим интересом к фитнесу.

Чуть позже, когда Onitsuka Tiger сделали попытку поднять стоимость изготавливаемой обуви и получить долю компании, Филип решил начать собственное производство в странах Азии, чему способствовало наличие стартового капитала, авторских технологий и умение вести бизнес в восточных странах.

Секреты успеха

Находясь в условиях жесткой конкуренции, Фил Найт понимал, что просто шить обувь могут многие, но его кроссовки должно отличать не только качество, но и уникальность товара, а также умение регулярно предлагать покупателю нечто новое.

Создавая и развивая свой бизнес, Филип придавал большое значение уменьшению производственных затрат и намеренно направлял производство своей обуви в страны Азии, где при высокой квалификации мастеров заработная плата является более низкой, нежели на его родине. Фил Найт вовремя переосмыслил стратегию своей компании и поставил на первое место ориентацию на потребителя и, конечно, маркетинг. Самыми крупными рекламными акциями на настоящий момент являются Air Jordan (его центром стал Майкл Джордан в 1984 году) и яркая кампания «Just Do It», который впоследствии стала официальным слоганом Nike.

Нечеловеческая активность, смелость и в то же время — умение прислушиваться к своей интуиции и склонность анализировать ситуацию на рынке, привели Фила Найта к умопомрачительному успеху в любимом деле. Его корпорация и по настоящий момент остается одним из лучших изготовителей спортивной обуви и одежды.

Похожие публикации

«Как стать успешным человеком, как Билл Гейтс» - по словам Билла Гейтса

«Как стать успешным человеком, как Билл Гейтс» - по словам Билла Гейтса

Какие качества помогли Биллу Гейтсу стать одним из самых влиятельных людей в мире, который изменил всю компьютерную индустрию? Что побудило его работать с усердием и сделать этот мир лучше?
SWOT-анализ: выявление проблем и путей развития

SWOT-анализ: выявление проблем и путей развития

Владельцы предприятий всегда стремятся к тому, чтобы их фирмы или компании развивались, приносили стабильный доход. Но для этого нужны факторы, которые можно использовать для улучшения качества деятельности. С этой целью проводится комплексный анализ всей работы предприятия, который называется SWOT-анализ.